Правила Марка Твена
(Свободное переложение отрывков из эссе «Литературные грехи Джеймса Фенимора Купера»).
1. Книга должна о чем-то рассказывать и чем-то завершаться.
2. В книге не должно быть ненужных эпизодов. Те, которые есть, должны поддерживать развитие сюжета.
3. Персонажи должны быть живыми, за исключением трупов. И читатель должен легко отличать первых от вторых.
читать дальше4. Должна быть причина, извиняющая присутствие в книге того или иного персонажа, вне зависимости от того, труп он или нет.
5. Разговоры в книге (т.е. диалоги) должны звучать как нормальная человеческая речь, то есть так, как разговаривали бы заданные персонажи в заданных обстоятельствах. Эти разговоры должны быть интересны читателю, они должны двигать вперед сюжетную линию и прерываться, когда участникам диалога нечего больше сказать друг другу.
6. Если автор описывает персонажа, поведение и реплики последнего должны соответствовать описанию.
7. Автор и его герои должны ограничивать себя реальными возможностями и не надеяться на чудеса. И если уж приходится прибегать к чудесам, автор должен сделать так, чтобы они выглядели гипотетически возможными и естественными.
8. Автор должен сделать так, чтобы читатель увлекся персонажами. Последние должны быть достаточно объемными, чтобы читатель полюбил хороших, возненавидел плохих и переживал за них всех.
9. Персонажи должны быть настолько четко прорисованы, чтобы читатель смог сам спрогнозировать, как каждый из них поведет себя в экстремальных условиях.
Кроме этих подробных правил есть еще несколько покороче.
Автор должен:
10. Говорить именно то, что хотел сказать, а не что-то близкое по смыслу.
11. Применять верные слова, а не их далеких родственников.
12. Избегать многословности.
13. Стремглав бежать цветовычурностей.
14. Не терять важных деталей.
15. Избегать вальяжности в стиле.
16. Следовать правилам грамматики.
17. Стараться писать как можно яснее и прямолинейнее.Дэн Симмонс. «Чистописание. Выпуск первый»:
читать дальше"...Тренировка заключается еще и в том, чтобы читать других писателей как можно больше и внимательнее, чтобы понять, как они работают. Хороший преподаватель может ускорить процесс вашего обучения на несколько лет. Он научит видеть тонкости стиля других, более опытных писателей, следить за построением зачастую невидимого, но от этого никуда не исчезающего каркаса произведения. Он поможет постичь трудности правильного выбора слов и даст вкусить плодов победы. Он натаскает вас в искусстве плетения сюжетных перипетий и т.д. и т.п. до бесконечности и пока не затошнит.
Тренировки можно начать с того, чтобы прислушаться к великим: что они сами говорят о своем ремесле.
Вроде как это предполагает, что существуют какие-то «правила письма», и я уже слышу многоголосый хор, кричащий, что в творчестве НИКАКИХ ПРАВИЛ НЕТ. На самом деле все не так. Как освоение карандашного рисунка обязательно для будущего художника, а гамм – для музыканта, в литературе тоже есть множество правил, которые требуется постичь и впитать в себя. Только после овладения основами художнику, музыканту и писателю позволено «ломать правила». Хотя если честно, эксперименты со стилем и расширение инструментария никогда не задевают самых основ – вне зависимости от того, что это за проза – современная или постмодернизм. Это так же верно, как и то, что переход к абстракционизму в живописи не отменяет рисунка карандашом, изучения перспективы и теории цветов.
В деле овладения писательским мастерством не бывает гиперпространственных прыжков и сверзвуковых скоростей. "Полностью здесь:
www.fantlab.ru/blogarticle17898